Приложение 1 Алгоритм практической работы
Алгоритм выполнения исследовательской практической работы
|
- Вспомнить правила ТБ
- Определить цель работы
- Ознакомиться с приборами и реактивами
- Предложить план работы
- Составить план выполнения каждого опыта, поставив цель
- Распределить обязанности в группе
- Выполнять каждый этап работы, обращая внимание на признаки реакции
- Каждый этап оформлять в тетради, зарисовывая и записывая признаки каждой реакции
- Записать соответствующие уравнения
- На каждом этапе сравнивать результаты с поставленной целью, делать вывод о достижении цели
- Сравнить цель работы и её результаты, записать вывод по работе
- Навести порядок на рабочем месте
|
Приложение 2 Инструктивные карты к практическим работам 8 класса
Практическая работа – проект.Очистка поваренной соли (Вспомните алгоритм выполнения проекта)
Цель: Получить чистую поваренную соль Задачи:
- Изучить теорию, ознакомиться со способами разделения смесей
- Выбрать способ, применимый для данного проекта, обосновать
- Подобрать необходимое оборудование
- Составить план выполнения экспериментальной части
- Провести эксперимент, соблюдая необходимые правила техники безопасности
- Сравнить полученный результат с целью работы, сделать вывод
- Оформить отчёт о выполненном проекте
Оборудование: (запишите, какое оборудование вы используете в практической части проекта)Реактивы: загрязнённая поваренная соль Ход работы
Что делаю
|
Наблюдения
|
1. Растворение загрязненной соли
|
|
2. Фильтрование (отстаивание)
|
|
3. Выпаривание
|
|
Вывод по практической работе
Практическая работа – проект Очистка поваренной соли (Пример оформления)
Цель: Получить чистую поваренную соль Задачи:
- Изучить теорию, ознакомиться со способами разделения смесей
- Выбрать способ, применимый для данного проекта, обосновать
- Подобрать необходимое оборудование
- Составить план выполнения экспериментальной части
- Провести эксперимент, соблюдая необходимые правила техники безопасности
- Сравнить полученный результат с целью работы, сделать вывод
- Оформить отчёт о выполненном проекте
Оборудование: стакан, ложка, воронка, тонкая ткань, газовая плита, кастрюля
Реактивы: загрязнённая поваренная соль
Ход работы
Что делаю
|
Наблюдения
|
1. Растворили загрязненную соль в стакане с водой
|
соль растворилась, песок - нет
|
2. Положили в воронку тонкую ткань для фильтрования, аккуратно выливаем полученную смесь в воронку, стараясь, чтобы раствор не вышел по уровню за края ткани
|
песок остаётся на ткани, сквозь ткань проходит прозрачный раствор
|
3. Выпаривание проводим в небольшой кастрюле без крышки. Необходимо учитывать, что кипящий солёный раствор имеет более высокую температуру, чем чистая вода
|
По краям кастрюли появились белые кристаллы, затем вся вода испарилась, получили чистую соль
|
Вывод по практической работе. Используя способы разделения смеси (растворение, фильтрование, выпаривание), мы получили продукт – чистую поваренную соль.
Лабораторная работа (5 групп)Исследование индикаторов (работа по группам)
Теория Индикатор - «прибор (устройство, элемент, вещество), отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта». (Толковый словарь Ожегова).Техника безопасности при работе со щелочами и кислотами
1 группа Реактивы: индикаторы лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, черника, универсальная индикаторная бумага (УИБ), KOH, HCl, Na2SO4, H2O
|
Ход работы: 1.Вспомнить правила ТБ
2.Поместить немного раствора одного вещества в 5 ячеек
3.Опустить бумажку – индикатор в раствор в ячейке
4.Записать цвет индикатора в таблицу
5.Повторить опыт для всех индикаторов
6. Сделать вывод о зависимости цвета от характера раствора вещества
7. Заполнить обобщающую таблицу
|
Результаты опытов
Рекомендуемые названия цветов: бесцветный, красный, оранжевый, жёлтый, синий, фиолетовый, малиновый
Вывод. Обобщающая таблица (В тетрадь)Какой, на ваш взгляд, индикатор удобнее для определения?
Проверь свои знания.Вывод по работе, обобщение (на доске)
Приложение 3
Упражнения, задания по этапам исследования при изучении темы «Кислород» (8класс)
- Выявление противоречия в научном знании и постановка проблемы
Упражнение 1.1. «Метод ключевых слов»Выбрать наиболее значимые термины, из которых составляется список, на его основе формулируется тема исследование. Какую тему урока можно сформулировать по следующим ключевым словам: фотосинтез, жизнь, дыхание? Какую тему практической работы можно сформулировать по следующим ключевым словам: газ, собрать, получить, доказать, свойства?Сформулируйте тему исследования, используя следующие понятия: загрязнение, почва, воздух, автомобили.
Упражнение 1.2. “Стоп-кадр”.Задача: научить учащихся использовать свое воображение и предвидеть высказывания.Выбрать видеосюжет с конкретной ситуацией. Эпизод должен быть законченным. О чём данный видеоролик? Какую проблему можно увидеть? Как решить эту проблему? (приложение 1)
Упражнение 1.3. «Причины и следствия» Составить фразы про кислород. Сопоставить составленные предложения по цепочке причина – следствие.
Упражнение 1.4. «Кластеры»
Упражнение 1.5. «Обратное действие». Предположение противоположного свойства, действия, явления существующему. Например, на уроке «Тепловой эффект химической реакции»: При химических реакциях невозможно получение тепла. Представьте, что это правда. Восьмиклассники приходят самостоятельно к пониманию роли экзотермических реакций и необходимости расчётов теплового эффекта реакции.
- Определение объекта, предмета, цели и задач исследования
Упражнение 2.1. «В чём задание?»Дано условие расчётной или качественной задачи без сформулированного задания. Что найти?
- Дан ряд формул: Na2O, MgO, Al2O3 …, ….Задание: определить цель выполнения здания. Выполните задание.
- Даны вещества: уголь, оксид кремния, сера, фосфор, бензин, вода, углекислый газ, магний. Предложите, какое задание можно выполнить. Выполните задание.
- Дано уравнение. Какое задание можно выполнить? С + 02 = С02 + Q
- При сжигании 48 г метана выделилось 2409 кДж теплоты. Что необходимо найти?
Упражнение 2.2. “Зачем тебе это?”У меня есть баллончик с кислородом, который я отдам в подарок тому, кто убедительнее всех докажет, что ему он действительно нужен.
- Выдвижение рабочей гипотезы и эмпирических гипотез
Упражнение 3.1. «В чём проблема?»Учитель предлагает учащимся, опираясь на личный опыт, к какой проблеме имеют отношения ключевые слова, и составить небольшой рассказ об этой проблеме.
Ключевые слова: природная вода, рыбы, зависимость растворимости газов от температуры, прорубь, кислород. (Урок «Кислород, нахождение в природе, свойства»)
Упражнение 3.2. «Изменение точки зрения на объект»Вы – молекула кислорода. Как вы прореагировали бы на встречу с молекулой фтора? Молекулой водорода? Атомом калия?Составьте рассказ о жизни молекулы кислорода.
Упражнение 3.3. «Задай вопрос»Для формирования умения видеть проблему необходимо учить задавать вопросы. Задайте вопрос по изученному материалу (требования к качеству вопроса обговариваются). Почему кислорода нет на Луне? Почему в составе воздуха 21% кислорода – значительно меньше 50%?
Упражнение 3.4. «Классификация вопросов» Инструкция к выполнению упражнения: Классификация – разбиение на группы по определенным признакам.Разделите предложенный список вопросов на репродуктивные и творческие.Исправьте ошибки в формулировках вопросов
Упражнение 3.5. «Найдите возможную причину события»
Упражнение 3.6. « Объясни соседу».Объяснить понятия «Горение, окисление, тепловой эффект, экзотермическая реакция, топливо»
Упражнение 3.7. «Найди и исправь ошибку»Предлагается определение понятия с ошибкой «Молекулы – частицы, из которых состоит вещество»
Упражнение 3.8. «Черный ящик»
Упражнение 4.1. «Сравнение понятий» Учащимся предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Примеры для сравнения: 1) водород – кислород 2)горение – дыхание 3) поучение кислорода из воздуха – поучение кислорода из воды 4) атом кислорода – молекула кислорода 5) кислород – воздух
Упражнение 4.2. «Неопределенный выбор»Сравнение оксидов Ход выполнения задания.
- Сгруппируйте формулы оксидов (Ag2O CaO FeO Al2O3 MgO MnO2 ZnO CO SO2 SO3 CO2 NO2 NO Р2О5 N2О3 N2O H2О SiO2) по выбранным вами признакам: на 2 группы, на 3 группы, на 4 группы
Упражнение 5.1. «Мысленный эксперимент» Как можно доказать, что кислород и озон образованы одним химическим элементом?
Упражнение 5.2. «Предложите эксперимент»Можно ли экспериментально опровергнуть гипотезу алхимиков что воздух – чистое вещество?
|