Среда, 24.04.2024, 01:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
У Натальи Юрьевны

Главная » Статьи » Мои статьи

Основы исследовательской деятельности

 Основы исследовательской деятельности

Элективный курс

Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, который переносит акцент на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в группах. 

Поэтому обучение исследованию, формирование исследовательского мышления в наибольшей степени способствует решению поставленных новыми стандартами задач, развитию интеллекта, способности и желанию находить проблемы, решать их. Ставить цель и достигать её, находить различные пути решения поставленной задачи, выбирать оптимальный путь и проходить его.

В такой ситуации ведение элективного курса «Основы исследовательской деятельности» очень является актуальным.

Обучение исследованию  имеет большое значение для развития логичности и критичности мышления учащихся, что способствует активизации познавательной деятельности и в итоге успешности обучения по всем предметам. Поскольку привлечение учащихся к исследовательской деятельности даёт развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований очевидна.

С другой стороны при использовании исследовательской технологии на уроке мы сталкиваемся с трудно решаемой проблемой нехватки времени. За урок мы должны и обучать исследованию – формировать надпредметные компетенции, и учить предмету. Элективный курс оказывает неоценимую помощь в решении этой проблемы.

Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  1. формировать научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  2. развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  3. воспитывать сознательное отношение к труду;
  4. творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
  5. научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
  6. приобщать учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
  7. научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
  8. научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

Основные виды деятельности учащихся

 

Это активные, развивающие виды:

•        Самостоятельная работа с источниками

•        Проектная деятельность

•        Исследовательская деятельность

•        Реферирование

•        Конспектирование

•        Самостоятельный поиск решения 

•        Анализ и решение житейских ситуаций

•        Взаимодействие в группе

Средства обучения

а) учебно-материальные: компьютер, проектор, интерактивная доска

б) дидактико - методические: дидактический материал на основе Интернет-источников, проектные и исследовательские работы учащихся лицея

в) здесь надо привести список учебников для учеников. Однако таких практически нет, по крайней мере, не нашла. Есть для студентов – будущих педагогов, даже для младших школьников уже появились. Поэтому необходимость создания дидактического материала стоит остро. Эту проблему сейчас решаем с детьми.

Ожидаемый результат.

Учащиеся умеют

  • работать с разными источниками информации;
  • выполнять самостоятельное исследование;
  • оформлять работу в соответствии с  требованиями к представлению материалов научного исследования;
  • представлять работу на  научно-исследовательских конференциях

 

Виды итогового контроля

Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа)

 

Формы занятий

Работа в малых группах, индивидуальная работа, фронтальная (мозговой штурм)

 

Организация занятий курса

построена по плану проведения исследовательской работы. Отсутствие методических материалов и учебных пособий вызывает необходимость распечатывания теоретических материалов, что является большим неудобством.

  1. Выбор темы, гипотеза и тд – все основные этапы учащиеся проходят, выполняя собственную учебную исследовательскую работу.
  2. На занятии предлагаю варианты одной из темы, к ней варианты гипотез, целей, задач, далее в группах происходит обсуждение, предлагаются при необходимости исправления, уточнения. Затем этот этап исследования  прорабатывается учениками  на своей работе. Таким образом, на каждом занятии соблюдаются все основные этапы обучения – изучение теории через источники информации или через анализ практических заданий, применение полученных знаний на практике.
  3. Большое внимание уделяется  техническому оформлению работы.
  4. Очень удобна работа в малых группах. Группы формируются на первом занятии, однако в ходе занятий при необходимости состав групп меняется. Так как некоторые темы довольно объёмны (изучение литературы по теме исследования, само исследование, практическая часть), при распределении работы внутри группы домашняя работа получается не очень затратной.
  5. По мере прохождения этапов исследования и проведения своего исследования подготавливается продукт – исследовательская работа по выбранной в начале курса теме.
  6. Контроль. Защита исследования

 

Программа курса «Основы исследовательской деятельности»

 

Основы исследовательской деятельности

Деятельность учащихся

Что такое исследование?

 

Виды исследовательских работ

 

Исследование, реферат

 

Основные понятия исследовательской работы

 

Основные понятия исследовательской работы

 

Объект исследования

 

Предмет исследования

 

Выбор темы

 

Обоснование актуальности выбранной темы

 

Постановка цели, задач, гипотезы

 

Выбор темы учебно-исследовательской работы

 

Виды информации

 

Источники информации

 

Анализ источников информации

 

Сбор информации по своей проблеме исследования

 

Способы обработки полученной информации

 

Методы и методика исследования

 

Беседа, интервью, анкетирование

 

Эксперимент как ведущий метод познания

 

Планирование исследования

 

Организация и проведение исследовательской части работы

 

Структура учебно-исследовательской работы

 

Правила оформления учебно-исследовательской работы

 

Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы

 

Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы

 

Формы представление отчета

 

Составление тезисов

 

Стендовый доклад

 

Презентация, требования

 

Составление текста доклада

 

Публичное выступление

 

Публичное выступление

 

Оценка публичного выступления - критерии

 

Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа)

 

Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: наталия (09.06.2016)
Просмотров: 286 | Теги: Элективный курс 10 класс, учебное исследование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz