Четверг, 28.03.2024, 18:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
У Натальи Юрьевны

Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт применения дистанционного обучения в преподавании химии


Кислицына Наталья Юрьевна,

учитель химии МОУ «Ухтинский технический

лицей им. Г.В. Рассохина»

Современное образование невозможно представить без использования новых, эффективных технологий. Дистанционное обучение с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и  возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет – одно из перспективных направлений в современном образовании. Наши дети – уверенные пользователи компьютера и сети Интернет, этот вид деятельности для них  интересен и востребован.  Поэтому я поставила перед собой цель использовать возможности сети Интернет для  повышения эффективности  своей работы. Новизной работы является использование для дистанционного обучения (ДО) преимуществ социальной сети «В контакте» (причина – использование  сети учащимися в качестве инструмента ежедневного общения). Изучение литературы по ДО показало, что абсолютное большинство публикаций рассчитаны на студентов вузов и взрослых, желающих получить дополнительное образование; материалов, посвящённых применению ДО в средней школе, немного, причём не проработана одна из ключевых проблем – создание мотивации школьников. Но дистанционное обучение требует от учащегося большого напряжения воли, самодисциплины, целеустремлённости, работы без постоянного контроля учителя, поэтому использование ДО реально, если ребёнок имеет сформированную внутреннюю мотивацию на получение прочных глубоких знаний. Реализация идеи использования ДО осуществляется в двух направлениях:  дополнение к уроку и внеурочная деятельность:

 Дополнение к уроку

1.Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)          

2.Подготовка к проведению промежуточной аттестации

3.Рефлексия, коррекция знаний

Подробнее остановлюсь на подготовке к промежуточной аттестации.

На уроке и на своей странице в контакте объявляю о сроке промежуточной аттестации. За неделю выставляю примерные задания. Учащиеся, заинтересованные в получении хорошего результата, сразу находят работу и начинают её выполнять. С низкомотивированными или имеющими проблемы в химии детьми работаю индивидуально. Я нахожу их в контакте, персонально предупреждаю о контрольной и предлагаю прислать мне выполненную работу (или вначале часть её). Критерии оценивания работы ребятам известны заранее, (в Интернете я их выкладываю). Правильные ответы  в контакте не помещаю, отвечаю индивидуально. В личной переписке проверенные работы или части работ комментирую, объясняю ошибки, даю ссылки, где можно посмотреть более наглядно непонятный материал.

Внеурочная деятельность ведётся в следующих направлениях:

1.Подготовка к конкурсам, олимпиадам

2.Подготовка к ЕГЭ

3.Консультирование исследовательской деятельности учащихся

4.Работа группы «В контакте»  «Химический кружок УТЛ=)…»  

Подробнее остановлюсь на двух последних направлениях.

Много лет веду занятия химического кружка, в работе которого обязательно принимают участие ребята, готовящиеся к олимпиадам и выполняющие исследовательские работы. В 2009 году один из моих учеников предложил создать в контакте группу «Химический кружок УТЛ=) и просто люди, кому интересна эта наука!» (http://vkontakte.ru/chem_club). Участниками группы сегодня являются не только лицеисты, но учащиеся и выпускники других учебных заведений города, Республики и некоторых районов за пределами Республики (Санкт-Петербург, Москва, Коряжма, Киев, Ярославль). В группе ребята выкладывают интересную информацию о новостях науки, фотографии, видеоролики с занятий химического кружка, обсуждают увиденное на уроке. Большую помощь оказывают выпускники: предлагают новые темы для исследований, опыты, которые можно сделать на кружке. Мы участвуем в конкурсах других групп в контакте, находим конкурсы, олимпиады разного уровня, стараемся принимать в них участие (творческий интернет-проект "Путешествие в мир химии 2010-2011" Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, Всероссийская  интернет-олимпиада по нанотехнологиям (Наноолимпиада),  заочная Обнинская олимпиада). Химический кружок в сети – это новое слово в ДО, расширяя горизонты пространства и времени (разные города, страны СНГ, разные поколения: от 14 до 30 лет),  он объединяет людей, интересующих химией, решая  главные задачи обучения – его открытость и непрерывность.

Наиболее ярко проявляются все преимущества дистанционной работы в консультировании исследовательской деятельности учащихся.

Консультирование исследовательской деятельности

            В лицее:                 

·     Выбор темы. Составление плана работы. Предполагаемые результаты

·     Корректировка плана работы. Практическая  часть исследования

В контакте

·     Обсуждение собранного теоретического материала по теме

·     Литературный обзор. Выбор технологии эксперимента

·     Обработка и обсуждение результатов. Проверка готовой работы

 Подготовленные материалы мне присылают по электронной почте, я проверяю, отправляю замечания, рекомендации, возникающие вопросы решаем в личной переписке в контакте. Таким образом, окончательное оформление работы не вызывает больших трудностей. Возможность консультаций,  не ограниченных  временными и пространственными рамками,  экономия времени педагога и ученика, доступность и оперативность  общения – всё это влияет на качество исследовательских работ, повышая их уровень. Некоторые результаты работы:

*       В городских олимпиадах мои ученики занимают большинство первых мест.

*       В Межрегиональных интеллектуальных марафонах  (Сыктывкар,  Коряжма) призовые места в индивидуальном и командном турах по химии,

*       В конкурсах исследовательских работ мои ученики заняли первые места на  республиканском этапе конкурса ЮНИОС, вышли на Российский этап, прошли первый тур заочного этапа  Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» в Обнинске (лауреаты I степени), участвовали во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ  им. В. И. Вернадского.

Таким образом, использование ДО перспективно, даёт хороший результат, имеет преимущества перед традиционным обучением: широкие возможности  передачи  информации, планирования времени, высокой адаптивности к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения, оперативной обратной связи с учениками, повышения творческого и интеллектуального потенциала за счёт воспитания стремления к знаниям, самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Литература

1.   Вадим Аванесов. Стратегия развития российского образования в ХХI-ом веке http://viperson.ru/wind.php?ID=620245&soch=1

2.   Интернет - технологии в образовании Канаво В.А. (Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.73-79)

3.   Рудакова Т.Д.   Основные принципы дистанционного обучения в профильной школе. Выступление на видеоконференции 01.03.2007г

4.   Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва http://www.eidos.ru/journal/2005/0420.htm

5.   Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 1994

http://vkontakte.ru/id25320335
Категория: Мои статьи | Добавил: наталия (14.11.2012)
Просмотров: 522 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz