Четверг, 18.04.2024, 22:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
У Натальи Юрьевны

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование исследовательских компетенций обучающихся (Из опыта работы учителя химии)

Современный мир диктует новые требования к нашим выпускникам, которые должны обладать высоким уровнем  обучаемости, креативности, способности легко меняться в соответствии изменением условий, уметь ставить перед собой творческие задачи и претворять их в жизнь.   Поэтому  государство в качестве приоритетных задач обозначило формирование  универсальных учебных действий и ключевых компетенций  учащихся, что требует изменения в педагогическом подходе и методике обучения.

Основные задачи, которые я ставлю в своей педагогической деятельности:

  Повышение качества знаний через развитие познавательной активности, мотивации учащихся

  Обучение в индивидуальном темпе

  Формирование не только специальных, но и метапредметных компетенций, которые станут основой  для дальнейшей профессиональной  подготовки.

Для реализации этих задач  считаю эффективными исследовательские и проектные технологии.

Формирование исследовательских компетенций учащихся необходимо вести

Ú        в системе, от простого к сложному,

Ú        через актуальные и имеющие практическую ценность темы исследований и проектов,

Ú        от руководства учителем деятельностью учащихся до их полной самостоятельности в проводимых исследованиях,

Ú        с обязательной социализацией

Исследовательский метод требует определённых навыков мыслительной и практической деятельности, поэтому в формировании исследовательской культуры  учащихся можно выделить три ступени. Слайд 3 ступени

Первая ступень (базовый этап): обучающее исследование на уроке во внеурочной деятельности, стимулирование интереса учащихся  к такому виду работы, осознание её значимости.                      Табл. Деятельность учителя и ученика

На этом уровне любая практическая работа – это мини-исследование. Так, в 8 классе знакомство с индикаторами провожу как исследовательский эксперимент. Результат - умение выбирать индикатор для решения задачи по определению класса веществ химическим путём.

Формирование умений исследовательской работы базовой ступени начинаю  с использования мини-экспериментов по уже готовым алгоритмам, акцентируя основное внимание  на обучение учащихся наблюдению и правилам его фиксирования (8 класс). Затем постепенно вывожу на уровень самостоятельного создания алгоритма эксперимента (8 - 9 класс). Кроме того, все практические работы на уроках химии в 8-9 классах, решение экспериментальных задач, задач на качественное определение катионов и анионов построены на этом принципе.

Большую роль в формировании навыков  базовой ступени играет включение учащихся в проектную деятельность. Важно, чтобы тема проекта была актуальна и интересна для учащихся.

Современных школьников сложно заинтересовать проблемами теоретического характера, им гораздо интереснее связь с реальной жизнью, поэтому планирую выход на темы, связанные с проблемами региона, города, в котором они живут.

Слайд темы проектов 10кл

Так, актуальным для наших школьников является проект в 9 классе по теме «Алюминий», т.к. он связан с планами строительства глинозёмного завода в соседнем Сосногорском районе и вопросами экологии, экономики, экономической географии.

Слайд защита проектов

Табл. Возможности применения метода проектов в 10 классе ПОЧЕМУ ПРОЕКТА? А дальше – о другом

Ценность такого вида работы я вижу, во-первых, в реализации межпредметных связей, во-вторых, в практическом применении  знаний, полученных на уроках химии и экономической географии,  в-третьих, получении учащимися опыта исследовательской деятельности.

Организацию внеклассной работы по предмету, особенно занятия кружка по химии, осуществляю только на основе исследовательской и проектной деятельности. Формирование навыков, начатое  на уроках,  находят продолжение на занятиях кружка, иногда бывает наоборот: первые навыки исследовательской работы учащиеся получают во внеурочной деятельности.

Руководство учителя процессом исследования сохраняется на этапе анализа полученных результатов и рефлексии. Слайд старшие помогают В прошлом году попробовала новую форму работы – курирование исследовательских проектов старшеклассниками.

Таким образом, Слайд на первой ступени формируются первоначальные навыки практической деятельности: работы с различным лабораторным оборудованием, умение наблюдать, сравнивать наблюдения с имеющимися знаниями, находить новое, оформлять результаты, работать с имеющейся литературой.

Вторая ступень: ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределённым содержанием. На этой ступени идёт формирование самостоятельности учащихся на всех этапах исследования.  Оптимальной  формой является работа в малых группах.

Табл. Деятельность учителя и ученика

   Исследовательские умения второй ступени могут формироваться  и на уроках, но эффективнее  – во внеурочной  работе, т.к. требуются большие временные затраты и разнообразная коммуникативная деятельность.

Например, у членов химического кружка при исследовании некоторых окислительно-восстановительных реакций возникает вопрос, связанный с наличием прочерков в таблице растворимости.

Слайд табл раств

Ребята ставят цель: определить причину прочерков в клеточках некоторых солей, для этого надо установить, связано это с разложением водой или  данное соединение не существует. Учащиеся выбирают соли, предлагают план проведения исследования. Мы исследовали причины невозможности получения в растворе карбоната алюминия, доказали образование продуктов полного гидролиза соли. Так же исследовали реакцию взаимодействия иодида калия и хлорида меди (II), с помощью качественных реакций определив состав продуктов реакции.

Слайд глюкоза

При изучении органической химии очень важным является формирование умения прослеживать зависимость  строения органических веществ и химических свойств. Учащимся на практической работе на уроке предлагается молекулярная формула, ставится задача определить строение. Выдвигается гипотеза о возможном строении, пути её проверки – химический эксперимент, основанный на качественных реакциях органических соединений.

      Уровень этих работ достаточно высок,  требует практических навыков, умения пользоваться различными источниками информации, выдвигать гипотезы, планировать способы их проверки. В основе технологии формирования исследовательских умений и навыков на данном этапе лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования, использовать дискуссии, обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.  Такая деятельность дает результат необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат на этой ступени нов для исследователей, но не  нов для науки.

Слайд формируются… На второй ступени формирования исследовательской деятельности происходит дальнейшее развитие умений и навыков, заложенных на первой ступени, овладение основными правилами и процедурами исследовательской работы, способами оценки своих действий, развитие самостоятельности, коммуникативные навыки, формируются умения анализировать, классифицировать, обобщать.  

Третья ступень - ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. Данный этап отличается повышенной притязательностью старшеклассников на высокую оценку своей деятельности, проявленного напряжения сил. Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике. Вся работа осуществляется в процессе свободного владения экспериментом, общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии.

Табл. Деятельность учителя и ученика

На этом этапе провожу работу с учащимися 10-11класса. Например, при изучении темы в 10 классе «Органическая химия в жизни человека.  Синтетические моющие средства» на уроке возник вопрос: чем отличаются друг от друга разные  средства для мытья посуды и насколько они эффективны. Практическое применение этого проекта было очевидно – мы постоянно используем моющие средства в быту и вопрос, теми ли средствами мы пользуемся, актуален. Для ответа на этот вопрос необходимо было провести исследование в рамках проекта. Над проектом работала группа учащихся 10-11класса. Была разработана методика проведения экспериментальной части в условиях школьной лаборатории (ограничение в выборе реактивов, измерительного оборудования). Сложность работы была обусловлена и сложным теоретическим материалом, полностью выходящим за рамки школьной программы. Однако очевидная практическая ценность исследования, желание продемонстрировать значимость своего труда дали возможность провести работу на высоком уровне и получить интересные результаты. (слайды исследования чай, ацетилен) Некоторые подобные проекты становились темой достаточно серьёзных исследовательских работ. Так, проект сравнения родниковой и водопроводной воды по жёсткости стал темой исследования водопроводной воды. Авторы этой работы выступали в республиканских и всероссийских конкурсах, имели победы.

На третьей ступени формируются умения и навыки научно-исследовательской работы: находить интересную проблему, формулировать цель, самостоятельно планировать способы достижения цели,  прогнозировать и анализировать результаты, понимать практическую ценности своих усилий.

Выводы.

Положительное.

Рис.  Качество знаний

Табл. Результаты итоговой аттестации

Табл. Результаты олимпиад по химии

Диаграммы  - исслед.  работы (достижения)

 

·       Рост интерес к предмету, возросла активность, результативность работы

·       Повышение качества знаний по химии

·       Рост числа членов кружков по химии,

·       Рост  количества учащихся, желающих проводить исследовательскую работу

 

Соединение самостоятельной, практической, творческой  видов деятельности даёт отличный результат  - новое качество образования. Мы получаем мотивированную,  заинтересованную, умеющую решать  жизненные проблемы, социализированную, а следовательно, конкурентноспособную и успешную личность .

В заключение хочу поблагодарить администрацию УТЛ за постоянную поддержку, помощь на всех этапах моей работы, за помощь в материальном и техническом оснащении кабинета химии. В настоящее время в кабинете имею новейшее оборудование: компьютер, видео и документ-камеру, постоянное пополнение реактивов. Безусловно, всё это помогает осуществлять исследовательскую деятельность, на высоком уровне представлять результаты работы обучающихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: наталия (04.02.2013)
Просмотров: 1652 | Комментарии: 1 | Теги: преподавание химии, исследовательская деятельность, формирование компетенций | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz