Современный мир диктует новые требования
к нашим выпускникам, которые должны обладать высоким уровнем обучаемости, креативности, способности легко
меняться в соответствии изменением условий, уметь ставить перед собой
творческие задачи и претворять их в жизнь.
Поэтому государство в качестве
приоритетных задач обозначило формирование универсальных учебных действий и ключевых
компетенций учащихся, что требует
изменения в педагогическом подходе и методике обучения.
Основные задачи,
которые я ставлю в своей педагогической деятельности:
• Повышение
качества
знаний через развитие познавательной активности, мотивации учащихся
• Обучение
в
индивидуальном темпе
• Формирование
не только специальных, но и метапредметных компетенций, которые станут
основой для дальнейшей
профессиональной подготовки.
Для
реализации этих задач считаю эффективными
исследовательские и проектные технологии.
Формирование исследовательских
компетенций учащихся необходимо вести
Ú
в
системе, от простого к сложному,
Ú
через
актуальные и имеющие практическую ценность темы исследований и проектов,
Ú
от
руководства учителем деятельностью учащихся до их полной самостоятельности в
проводимых исследованиях,
Ú
с
обязательной социализацией
Исследовательский
метод требует определённых навыков мыслительной и практической деятельности,
поэтому в формировании исследовательской культуры учащихся можно выделить три ступени. Слайд 3
ступени
Первая
ступень (базовый этап): обучающее исследование на уроке во
внеурочной деятельности, стимулирование интереса учащихся к такому виду работы, осознание её
значимости. Табл.
Деятельность учителя и ученика
На этом уровне любая практическая
работа – это мини-исследование. Так, в 8 классе знакомство с индикаторами провожу
как исследовательский эксперимент. Результат - умение
выбирать индикатор для решения задачи по определению класса веществ химическим
путём.
Формирование
умений исследовательской работы базовой ступени начинаю с использования мини-экспериментов по уже
готовым алгоритмам, акцентируя основное внимание на обучение учащихся наблюдению и правилам
его фиксирования (8 класс). Затем постепенно вывожу на уровень самостоятельного
создания алгоритма эксперимента (8 - 9 класс). Кроме того, все практические
работы на уроках химии в 8-9 классах, решение экспериментальных задач, задач на
качественное определение катионов и анионов построены на этом принципе.
Большую
роль в формировании навыков базовой
ступени играет включение учащихся в проектную
деятельность. Важно, чтобы тема проекта была актуальна и интересна для
учащихся.
Современных
школьников сложно заинтересовать проблемами теоретического характера, им
гораздо интереснее связь с реальной жизнью, поэтому планирую выход на темы,
связанные с проблемами региона, города, в котором они живут.
Слайд
темы проектов 10кл
Так,
актуальным для наших школьников является проект в 9 классе по теме «Алюминий»,
т.к. он связан с планами строительства глинозёмного завода в соседнем
Сосногорском районе и вопросами экологии, экономики, экономической географии.
Слайд
защита проектов
Табл. Возможности применения метода
проектов в 10 классе ПОЧЕМУ ПРОЕКТА? А дальше – о другом
Ценность
такого вида работы я вижу, во-первых, в реализации межпредметных связей,
во-вторых, в практическом применении
знаний, полученных на уроках химии и экономической географии, в-третьих, получении учащимися опыта
исследовательской деятельности.
Организацию
внеклассной работы по предмету,
особенно занятия кружка по химии, осуществляю только на основе
исследовательской и проектной деятельности. Формирование навыков, начатое на уроках,
находят продолжение на занятиях кружка, иногда бывает наоборот: первые
навыки исследовательской работы учащиеся получают во внеурочной деятельности.
Руководство
учителя процессом исследования сохраняется на этапе анализа полученных
результатов и рефлексии. Слайд старшие помогают В прошлом году попробовала
новую форму работы – курирование исследовательских проектов старшеклассниками.
Таким образом, Слайд
на первой ступени формируются первоначальные навыки практической деятельности:
работы с различным лабораторным оборудованием, умение наблюдать, сравнивать
наблюдения с имеющимися знаниями, находить новое, оформлять результаты,
работать с имеющейся литературой.
Вторая
ступень: ситуация поисковой исследовательской деятельности,
основанием для создания которой служит исследование с неопределённым
содержанием. На этой ступени идёт формирование самостоятельности учащихся на всех этапах исследования. Оптимальной
формой является работа в малых группах.
Табл. Деятельность учителя и
ученика
Исследовательские умения второй ступени
могут формироваться и на уроках, но
эффективнее – во внеурочной работе, т.к. требуются большие временные
затраты и разнообразная коммуникативная деятельность.
Например,
у членов химического кружка при исследовании некоторых
окислительно-восстановительных реакций возникает вопрос, связанный с наличием
прочерков в таблице растворимости.
Слайд
табл раств
Ребята
ставят цель: определить причину прочерков в клеточках некоторых солей, для
этого надо установить, связано это с разложением водой или данное соединение не существует. Учащиеся
выбирают соли, предлагают план проведения исследования. Мы исследовали причины
невозможности получения в растворе карбоната алюминия, доказали образование
продуктов полного гидролиза соли. Так же исследовали реакцию взаимодействия иодида
калия и хлорида меди (II), с помощью качественных реакций определив состав
продуктов реакции.
Слайд
глюкоза
При изучении органической химии
очень важным является формирование умения прослеживать зависимость строения органических веществ и химических
свойств. Учащимся на практической работе на уроке предлагается молекулярная
формула, ставится задача определить строение. Выдвигается гипотеза о возможном
строении, пути её проверки – химический эксперимент, основанный на качественных
реакциях органических соединений.
Уровень этих работ достаточно высок, требует практических навыков, умения
пользоваться различными источниками информации, выдвигать гипотезы, планировать
способы их проверки. В основе технологии формирования исследовательских умений и
навыков на данном этапе лежит коллективно-распределительная деятельность
учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования,
использовать дискуссии, обучать умению выражать и отстаивать свою точку
зрения. Такая деятельность дает результат
необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат на этой
ступени нов для исследователей, но не
нов для науки.
Слайд
формируются… На второй ступени формирования исследовательской деятельности
происходит дальнейшее развитие умений и навыков, заложенных на первой ступени,
овладение основными правилами и процедурами исследовательской работы, способами
оценки своих действий, развитие самостоятельности, коммуникативные навыки,
формируются умения анализировать, классифицировать, обобщать.
Третья
ступень - ситуация поисковой исследовательской деятельности,
основанием для создания которой служит исследование с неопределенным
содержанием. Данный этап отличается повышенной притязательностью
старшеклассников на высокую оценку своей деятельности, проявленного напряжения
сил. Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих
действий, целесообразности использования результатов исследования на практике.
Вся работа осуществляется в процессе свободного владения экспериментом, общения,
открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии.
Табл. Деятельность учителя и
ученика
На
этом этапе провожу работу с учащимися 10-11класса. Например, при изучении темы
в 10 классе «Органическая химия в жизни человека. Синтетические моющие средства» на
уроке возник вопрос: чем отличаются друг от друга разные средства для мытья посуды и насколько они
эффективны. Практическое применение этого проекта было очевидно – мы постоянно
используем моющие средства в быту и вопрос, теми ли средствами мы пользуемся,
актуален. Для ответа на этот вопрос необходимо было провести исследование в
рамках проекта. Над проектом работала группа учащихся 10-11класса. Была
разработана методика проведения экспериментальной части в условиях школьной
лаборатории (ограничение в выборе реактивов, измерительного оборудования).
Сложность работы была обусловлена и сложным теоретическим материалом, полностью
выходящим за рамки школьной программы. Однако очевидная практическая ценность
исследования, желание продемонстрировать значимость своего труда дали
возможность провести работу на высоком уровне и получить интересные результаты.
(слайды исследования чай, ацетилен) Некоторые подобные проекты становились
темой достаточно серьёзных исследовательских работ. Так, проект сравнения
родниковой и водопроводной воды по жёсткости стал темой исследования
водопроводной воды. Авторы этой работы выступали в республиканских и
всероссийских конкурсах, имели победы.
На
третьей ступени формируются умения и навыки научно-исследовательской работы:
находить интересную проблему, формулировать цель, самостоятельно планировать
способы достижения цели, прогнозировать
и анализировать результаты, понимать практическую ценности своих усилий.
Выводы.
Положительное.
Рис. Качество знаний
Табл. Результаты итоговой аттестации
Табл. Результаты олимпиад по химии
Диаграммы - исслед.
работы (достижения)
· Рост
интерес к предмету, возросла активность, результативность работы
· Повышение
качества знаний по химии
· Рост
числа членов кружков по химии,
· Рост
количества учащихся, желающих проводить
исследовательскую работу
Соединение
самостоятельной, практической, творческой
видов деятельности даёт отличный результат - новое качество образования. Мы получаем
мотивированную, заинтересованную,
умеющую решать жизненные проблемы,
социализированную, а следовательно, конкурентноспособную и успешную личность .
В заключение хочу
поблагодарить администрацию УТЛ за постоянную поддержку, помощь на всех этапах
моей работы, за помощь в материальном и техническом оснащении кабинета химии. В
настоящее время в кабинете имею новейшее оборудование: компьютер, видео и
документ-камеру, постоянное пополнение реактивов. Безусловно, всё это помогает
осуществлять исследовательскую деятельность, на высоком уровне представлять
результаты работы обучающихся.
|