· Задача 1.
Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным
лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а ее массовая доля составляла
0,001.
Задача 2. Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он
решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем
выпаривания спирта. В выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и
начал процесс выпаривания.
Объясните, почему в конце работы у
Миши округлились глаза и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы
получить Миша теоретически?
· Задача 3.
Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов,
Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор
перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из-под
спирта дистиллированной водой и бросив в него четыре таблетки гидроперита
(каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно
закрутила крышечку.
Как вы полагаете, получилось ли у
Оли медицинское средство?
Задача 4. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить
100 г раствора поваренной соли с ее массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г
соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой
и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.
Что понял ученик?
· Задача 5.
Алена уже целый год воспитывает полосатого кота Матроса. Матрос неравнодушен к
запаху одеколона «Гвоздика», который девочка использует для отпугивания
комаров. Оставшись дома один, он пролежал клубочком до обеда на диване, затем
потянулся, выгнулся дугой и важно зашагал к трюмо, потерся усами о крышечку
флакона и слегка ударил лапой по стеклу. Покатав с грохотом флакон по полу, кот
принялся грызть крышку. От первых капель жидкости Матрос громко чихнул, затем
принюхался и начал подлизывать.
Войдя в дом, Алена устремилась в
зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было),
а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы и продолжая
лизать пол.
Сколько граммов спирта слизал кот с
пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?
Задача 6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г
раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%.
Cколько граммов воды и щелочи взял
лаборант для приготовления нового такого же раствора?
· Задача 7.
У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать
принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г
такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить
средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала
подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение.
Почему мама так себя повела? Найдите
массу выпитой Виталием кислоты за год.
Задача 8. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок
школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный
спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы
флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его
массовой долей 10%.
Справятся ли с поставленной задачей
кружковцы?
· Задача 9. В
лаборатории был разбит градусник, и ртутъ раскатилась по полу. Ее собрали в
сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту
провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором
марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.
Предложите быстрый грубый способ
приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?
Задача 10. Студент химического факультета в очередной раз после стирки
любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и
купить новый, ибо этот остался без отпавшего рукава. Причина этого была в
попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долой
НСl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.
Сколько граммов хлороводорода
осталось в колбе?
· Задача 11.
Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся
за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся
сливок с жирностью 15%.
Подсчитайте, много ли жира осталось
в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.
Задача 12. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое
вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше
показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.
· Задача 13.
Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать
полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с
ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм
сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с
пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он
сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит
способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном
растворе 15-литрового ведра, где воды было 12 л.
Поставьте себя на место Юли и дайте
ответы на все вопросы.
Задача 14. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти
температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.
Сколько 250-граммовых стаканов этого
средства попало в канализацию, если было израсходовано восемь стандартов
фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.
· Задача 15.
Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами,
если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту,
затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей ее 2%.
После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов
каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?
Задача 16. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в
аптеку, важность знаний по химии, директор показала на женщину, работающую со
склянками, и сказала, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной
кислоты, и тут же дала школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы ее.
Определите долю воды в 5%-м
спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.
· Задача 17.
Уходя на работу, мама поручила Ксюше постирать тюль и свести пятно от ржавчины
лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что нужно
приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с ржавым
пятном размером с ее ладошку.
Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы
воды и кислоты для приготовления раствора? В какой емкости выводили бы пятно?
Задача 18. Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что
другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру со двора, его мама
мельком глянула на грязные, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату.
По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина
и 10%-го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1.
Определите массу аммиака,
выпущенного в воздух мальчиком, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук
ему пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй – 5
г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.
· Задача 19.
Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы».
Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки
флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под
шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром,
объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.
Определите, сколько граммов йода и
спирта создали «запах больницы»?
|